Людей можно подразделить, конечно с точки зрения филателистической, на две, далеко не равные по численности, категории: любителей марок и индиферентов, или, попросту говоря, профанов. К первой категории принадлежат преимущественно люди состоятельные, затем следуют судьи, присяжные поверенные, офицеры всех родов оружия, торговцы, духовные, инженеры, врачи, нотариусы, банкиры, фармацевты, дамы, девицы и, наконец, учащийся мир.
Ко второй категории, само - собой разумеется, более многочисленной, принадлежат люди всех профессий, как перечисленных нами, так и других, и темная масса…
У нас в России любителей марок сравнительно немного, чего нельзя сказать о разных «заграницах»; но количество любителей растет не по месяцам, а по дням.
Какую пользу может принести собирание марочных коллекций? Постараемся ответить на этот вопрос.
Собирание марочных коллекций не есть только бесполезная детская забава, как думают и даже утверждают многие, а дело вполне научное, образовательное. Начнем с детей.
Ребенок, разбирая марки по странам, по годам выпуска, по разновидностям, привыкает к порядку и сообразительности, мышление его развивается, внимательность увеличивается, а все это принесет ему пользу в будущем. Наклеивая марки в альбом, ребенок узнает, что вот эта марка из Южной Азии, эта из Африки, а вот эта из Полинезии; что Виктория – английская колония, что Мозамбик принадлежит Португалии, а Исландия – Дании; затем он узнает, что Бразилия, бывшая до 1885 года империей, теперь республика, что пересылка простого письма из России за границу стоит 10 коп., а такая же пересылка из Германии оплачивается маркой в 20 пфенингов, из Франции 25 сантимов и т.д., причем воображение ребенка работает и сопоставляет марки, ребенок узнает, что 20 пф. и 25 сант. Равны нашим 10 копейкам, и .т.п. Но вот, изображения на марках. Дитя слышит имена Франклина, Вашингтона и еще много других. Интерес возбужден и дитя узнаёт, что Франклин был человеком добрым и хорошим, всецело преданным делу человеколюбия, что Вашингтон был человеком энергичным, посвятившим себя служению родине. Американские марки в память празднования 500-летия открытия Колумбом Америки представят ребенку, притом самым наглядным образом, периоды жизни этого славного генуэзца. Но всего перечислить нельзя. При правильной постановке дела, марочный альбом представляет неистощимую тему для беседы с детьми их родителей или наставников.
Люди зрелого возраста также найдут много полезного в собирании марок. Во-первых, это занятие представляет приятное и осмысленное времяпровождение после трудов, гораздо осмысленнее и разумнее напр. карточной игры, за которою иные проводят ночи напролет; во-вторых, перелистывая марочный альбом, мы воскрешаем в памяти своей все, чему мы когда-то учились, т.е. историю, географию и т.д., а кроме того добавляем и новые знания; в-третьих, чтение надписей на марках и проч. ведет нас к знакомству с иностранными языками; в-четвертых, приобретая марки теперь за бесценок или, что лучше, обменивая заграничные марки на наши, сорванные с писем, марки почти безрасходно, мы однако составляем себе известное более или менее ценное богатство, которое пригодиться нашим внукам, в-пятых, … но … кажется и приведенного вполне достаточно.
(Журнал "Марки". № 4. 1896 год)