Faty 0 #1 Опубликовано: 1 июля 2008 Любой опытный педагог, психолог или даже просто многодетная мама вынуждены признать одну довольно неполиткорректную вещь: у всех малышей совершенно разные способности. Даже если дети растут в одной семье и имеют абсолютно одинаковые условия для развития. Однако это вовсе не значит, что кто-то способен ко всему на свете, а кто-то будет по жизни отставать по всем фронтам. Просто «гармоничная личность» — это некий миф. По крайней мере, так считают некоторые разделы психологической науки. Программируем с умом Одно из направлений в нейролингвистическом программировании утверждает: у каждого человека всегда хоть немного, но преобладает какой-либо один канал восприятия: слуховой, зрительный или сенсорный. Соответственно информация по ведущему каналу — это разговор на понятном языке: она лучше понимается, намного быстрее обрабатывается и куда эффективнее запоминается. Очень многие популярные «универсальные» развивающие методики учитывают эти различия (например, Монтессори-среда позволяет малышу выбрать то, что ему интересно и близко). А некоторые (например, ориентированная на зрение методика Глена Домана) — нет. Вот что говорится об основных типах детей. Ребенку-аудиалу (ведущий канал восприятия — слух) нужно больше читать, а важную информацию доносить очень живой интонацией. Театральные голоса, музыкальные эффекты, выразительная интонация — вот что привлечет такого малыша. Аудиалы обычно добиваются успеха в музыке, артистической деятельности, но не только. «Слухачи» могут быть отличными психологами и педагогами, переводчиками — ведь они не только слышат звуки, но и могут извлечь из них массу пользы. В будущем люди подобного типа крайне редко становятся работниками ручного труда, да и скука планов и схем их не прельщает. Ребенка-визуала (канал восприятия — зрение) как правило привлекают всевозможные знаки: буквы, цифры, карты местности. Он достаточно быстро научится читать и будет слыть «умненьким» малышом в семье. Объясняя что-либо такому ребенку, старайтесь всегда использовать какой-либо наглядный материал: картинки, надписи. Выраженные в комиксах команды они понимают намного лучше, чем со слов, например утренний распорядок дня в виде таблички становится для них правилом. Визуалы, как правило, любят и могут двигать науку, становятся талантливыми конструкторами. Встречаются среди них и дизайнеры, правда, многим их работа кажется слишком строгой и суховатой. Они неплохо справляются с ролью руководителей. Но вот свободные творческие профессии или же силовой спорт — это не для них. Ребенка-кинестетика (канал восприятия — телесные ощущения) на месте никогда не удержать. Он постоянно пребывает в движении, он достаточно спортивен и очень рано начинает проявлять интерес к любого рода взрослой деятельности. Такого ребенка очень хорошо привлекать к совместному труду, а новый материал объяснять, вовлекая его в какое-нибудь действо: забавный мини-спектакль, прохождение пальчиками по географической карте и т. п. В будущем такие люди не только могут стать мастерами ручного труда (в том числе элитного), но и прекрасно ладить с людьми. Дизайн, кулинария — это их стезя. Кстати, они довольно часто становятся требовательными, но справедливыми руководителями. Родительские опасения У родителей обычно возникает немало вопросов к этой системе. Вот ответы на наиболее распространенные. 1. А не атрофируется ли у моего ребенка способность воспринимать информацию по «нелюбимым каналам»? Не сузятся ли таким образом его горизонты? Специалисты однозначно говорят «нет». Зато малыш поймет, как ему удобно усваивать информацию, и будет пользоваться этим навыком с высокой эффективностью. К тому же не надо думать, что визуал или аудиал не сможет, к примеру, заниматься спортом. Просто выбирать его нужно соответственно. Например, визуалы будут очень хорошо играть в бильярд или в настольный теннис (иногда большой). Аудиалам нужно постараться подобрать какой-нибудь артистичный вид спорта: гимнастика, синхронное плавание, конный спорт и т. п. 2. Не будет ли у ребенка сложностей в школе? Специалисты утверждают, что минимум сложностей испытывают в школе дети-визуалы, поскольку наша классическая школьная программа построена как раз именно под их способности. А вот остальным будет тяжелее в любом случае, поэтому пусть визуал знает, что в чем-то он будет непременно успешен. Это дает ему шанс сформировать круг интересов и высокую самооценку. А вот каторжный труд из-под палки, наоборот, понижает самооценку и убивает желание учиться. Педагогам, которые работают с группами, специалисты советуют подавать информацию по всем каналам сразу: вовлекать желающих в действо, говорить образно и пользоваться наглядным материалом. Для индивидуальных занятий хорошо бы понимать, как удобнее воспринимать информацию именно вашему ребенку. Итак, самая главная задача родителей и педагогов — выдавать информацию на понятном ребенку языке. Это не значит развивать ребенка односторонне, это значит не ожидать от него невозможного и выбирать сферы деятельности, в которых он будет успешен. Занимаемся дома. Учим названия деревьев в парке Аудиалу. «Саша, послушай, как шумит лес, как будто с нами разговаривает! Но каждое деревце говорит по-своему. Вот смотри: клен. У него как будто листик пытается написать букву К, кленовые листья крупные, поэтому они больше всех шуршат под ногами. Как думаешь, что можно сделать из этих листьев? А если взять еще и желудь? Пойдем посмотрим на дуб, я тебе расскажу про то, как одна «Свинья под дубом вековым...». Визуалу. «Саша, ты видишь, какие деревья разные? У них разные листья и плоды. Вот это лист клена, а вот и сам клен. Клен всегда осенью издалека видно. Как думаешь, почему? А вот это береза — ее можно узнать по белой коре — бересте. Раньше на ней писали письма. Смотри, вот кусочек березовой коры, на ней можно написать». Кинестетику. «Саша, а давай с деревьями будем обниматься! Каштаны огромные! Но на них просто так не залезешь — ствол-то почти прямой. А еще, смотри, он может вот такую колючую скорлупку на тебя уронить. А внутри у нее орешек. В некоторых странах каштаны жарят и едят. Он как будто дружит с человеком: у него даже лист похож на руку». Если вы решили обучать ребенка иностранному языку Аудиалам подойдет песенная методика. В группе детей или вдвоем с мамой малыш с удовольствием разучит стишки — не забывайте хлопать в такт. Песни в вашем доме могут звучать постоянно, и ребенок с радостью будет подпевать, заодно усваивая слова и грамматику. Кстати, в дальнейшем аудиальный ребенок будет много говорить на языке с удовольствием, хотя с письмом могут быть проблемы. Визуалам интересно изучать значимые фразы. Научите их строить простые высказывания «я имею», «я могу», «я люблю». Они с удовольствием будут подставлять в них разные слова. Повесьте в комнате красивую азбуку и карточки со словами, которые вы учите. Вы сами удивитесь, насколько легко ребенок выучит новую знаковую систему. Кинестетиков важно правильно замотивировать. Ре- бенок должен понять, зачем ему учить чужой язык. В языковой среде эти ребята очень успешны, но вот 1—2 урока в неделю им не дают результата. Попробуйте завести дома игрушку, которая приехала из другой страны и может разговаривать только на этом языке. Или же с увлечением читайте и переводите руководство к какой-нибудь интересной для ребенка вещи. Протестируйте своего малыша 1. Ваш ребенок с раннего возраста мог: а) напеть мелодию или изображать самые разные звуки; б) интересоваться буквами и разными другими знаками, требуя, чтобы вы их назвали; в) развивать бурную деятельность, помогая вам по хозяйству или строя свой необычный «дом». 2. Ребенок больше всего любит игрушки: а) музыкальные; б) конструкторы; в) инструменты или «настоящие» вещи. 3. Чтобы успокоить ребенка, надо: а) отвлечь его увлекательной сказкой; б) поговорить обстоятельно, логически; в) сказать с энтузиазмом: «А давай-ка придумаем вот что!» — и он тут же увлечется новой деятельностью; 4. Когда ребенок счастлив, он обычно: а) поет что-то или издает неожиданные звуки; б) помимо радостных возгласов выражает мысль; в) скачет и кружится. 5. Малышу нравится одежда: а) с украшениями, необычными деталями; б) по непонятному мне признаку что-то любит, что-то нет; в) ему практически все равно, лишь бы не мешала беситься. 6. Замечает ли ребенок, если вы переложили игрушки в его комнате: а) не всегда, чаще его внимание рассеянно; б) да, и ему очень не нравится, если перекладывают его вещи; в) не придает этому значения и легко находит заменитель этой игрушке. О чем говорят результаты теста Большинство ответов а) говорят о том, что ваш ребенок — аудиал. Старайтесь развивать его способности, побольше читайте на разные голоса, приобретите качественные записи музыки и сказок (читать должны известные актеры!). Не ограничивайте его самовыражение в звуке — это ему необходимо. Эти дети проявляют себя в ролевых играх, домашних спектаклях. Они тонко чувствуют музыку, с ними можно обсуждать эмоции, которые вызывают музыкальные композиции, рисовать под музыку. Ответы б) свойственны визуалам. Это дети с данными к логическому мышлению. С ними хорошо заниматься по пособиям «Игралочка» Л. Г. Петерсон и «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой. Визуалы часто не обладают богатой речью. Позвольте ребенку строить умозаключения и не требуйте речевых красот. Читать такие дети учатся без проблем, по классической системе: объясняйте, какому звуку соответствует буква и сочетание букв. Украсьте комнату ребенка яркими пособиями, меняя их время от времени. Ответы в) ближе кинестетикам. Этих детей называют «деятели». Не отстраняйте их от домашних забот — малыши с радостью освоят взрослые работы и будут делать их с энтузиазмом. Кинестетики не очень усидчивы, учиться они могут только тому, в чем они видят практическую пользу. Давайте ребенку возможность больше двигаться в процессе обучения: стихи они запоминают в ритме (можно топать на каждый слог), буквы хорошо учат по мягкой азбуке, которую можно мять в руках, и по магнитной азбуке.Добавлено (01.07.2008, 23:11) --------------------------------------------- А кто ваш малыш? Мой Тимур, судя по тесту кинестетик Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Lana 0 #2 Опубликовано: 2 июля 2008 Фати! ту или иную модальность в таком маленьком возрасте мы зачастую, сами того не подозревая, формируем у ребенка сами! очень сильно сказываются привычки воспитания! разумеется, многое зависит от того как мама и окружение общаются с ребенком, как формулируют предложения и свою речь. Зачастую мы делаем в речи достаточно много речевых ошибок, поэтому наша информация тяжело воспринимается ребенком, он ее не понимает, следовательно, не слушает! Кинестетики - это люди "чуств и ощущений"!!! поэтому, если учить ребя буквам, то нужно их обводить его пальчиком, тоже с картинками, а лучше использовать картинки и аналогичные игрухи!!!, чтобы восприятие и ощущение работало по полной программе. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
coolinaria 0 #3 Опубликовано: 2 июля 2008 не знаю, с какого возраста этот тест информативен, но Петрос получился чистый аудиал Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Lana 0 #4 Опубликовано: 2 июля 2008 Да, кстати, и называются эти все термины именно модальностями, а психотипы - их очень много, боюсь сейчас ошибиться, но что-то около 21! т.к модальности у человека могут складываться в разные формулы. И еще, обычно ведущие модальности 2(но бывает и одна - редкость!), а 3-я она тоже есть, но в меньшем количестве по сравнению с первыми! Поэтому, постоянно контролировать себя как ты сказала "видишь или слышишь" - это не зачем!!! Тем более лучше всегда сразу влиять на 3 основыне модальности при обучении и развитии, чем т олько на одну! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ирина 0 #5 Опубликовано: 3 июля 2008 coolinaria, по дому пока не помогает убираться? Думаю после 3-х лет тест будет более информативен ИМХО Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Эксельсиор 0 #6 Опубликовано: 3 июля 2008 Моя ляля абсолютный кинестетик и занятия выбирает соответсвующие творческо-ощущательно-двигательные Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Плутишка 7 #7 Опубликовано: 8 октября 2008 Не могу сказать что-то конкретное на эту тему о своем сыне.Думаю,подрастет,будет виднее.Года так в три тест повторим Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Jullicca 0 #8 Опубликовано: 3 сентября 2009 Отличная тема! Но по тесту сын-кинестетик, а я всегда считала его визуалом. Хотя маленький еще, однозначно не ответишь. Но то что у разных детей ведущие разные каналы, это факт. Достаточно приглядеться к маленьким друзьям- подружкам наших деток. Вот учитывали бы это в школе, думаю тогда бы было больше талантливых и уверенных в себе детишек. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Shery 0 #9 Опубликовано: 4 сентября 2009 У меня получился аудиал, не знаю уж насколько точно можно судить в 1 год и 4 мес :) но вообще, очень интересно, что-то в этом есть... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Evropa 0 #10 Опубликовано: 20 октября 2009 У меня - сын-кинестетик, в принципе, согласна Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Анюточка5 0 #11 Опубликовано: 20 октября 2009 Моя доча абсолютный кинестетик. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Dorado 0 #12 Опубликовано: 21 октября 2009 старшие девочки абсолютные кинестетики, у одной ещё иногда как то проявляются визуальные наклонности. А про малыша сказать трудно, всё одинаково. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Korolena 0 #13 Опубликовано: 16 ноября 2009 Мой сын по тесту - кинестетик. Но... Когда я с ним разговариваю, он глаза отводит в правую сторону - это говорит о том , что он аудиал. Так что не все так однозначно, девочки. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
DILEMMA 0 #14 Опубликовано: 21 ноября 2010 получились визуалами, но возраст же тоже должен играть какую то роль? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Жозетта 0 #15 Опубликовано: 23 ноября 2010 У моей дочери очень хорошо развита визуальная памят, а вот сына даже не знаю куда отнести. Ему 1,5 года и он все нюхает. Постоянно ходит с моими майками. Хоть и малой, но никогда не ошибеться в вещах, никогда не перепутает между папиной майкой, майкой сестры или маминой. Вроде они все одинаково белые, а нет, запах разный. Я уже их забирала, но он вытаскивает чистую их груды неглаженного белья, и ходит сней. Причем что странно, он берет майки только тогда, когда хочет спать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Faty 0 #16 Опубликовано: 13 января 2011 А кто ваш малыш? Мой Тимур, судя по тесту кинестетик Вот и время прошло... Сынке уже 4 года. Прошла тест и оказалось Тимур 100% визуал. Так оно и есть. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение